,

Слово – инструмент воздействия

24 Февраль 2013


Существует масса условных названий для обучения. Условно их можно назвать слова – «раздражители», которые направлены на быстрое доходчивое воздействие с целью достижения лучших практических результатов. Условные названия рождаются и отмирают, возникают новые, получают распространение вместе с развитием хореографического искусства.
Особенность условных названий в том, что все эти обозначения узко специфичны и в обычной повседневной жизни не употребляются в том значении, в котором их применяют в хореографической практике.
Условные названия не являются рецептами к тем или иным движениям, это лишь слова – ускорители, помогающие найти более короткий путь к правильному исполнению, к пониманию образа движения, характера его, а так же мышечного ощущения исполнителей.
Вот наиболее распространенные из них:
Площадь опоры – условное название, обозначающее поверхность, которую занимают стопы и пространство между ними. С изменением позиций меняется и площадь опоры. Чем большую площадь опоры занимают стопы, тем устойчивее положение тела;
Центр тяжести тела – условно называемая точка тела, которая располагается в брюшной полости (впереди позвоночника), на уровне крестца. От высоты расположения центра тяжести тела над площадью опоры зависит и степень устойчивости: чем выше центр тяжести тела над опорой, тем ниже степень устойчивости, тем труднее сохранять равновесие;
Ось тела – так условно называют подразумеваемую линию, которая проходит внутри тела, через его середину и делит тело продольно пополам;
Опорная нога – так принято в хореографии называть ногу, на которой в данный момент находится вес всего тела и через которую проходит центральная осевая линия;
Работающая нога – так условно называют освобожденную от тяжести корпуса ногу, выполняющую какое-либо движение на полу или на воздухе, в том или ином направлении;
Легкая пятка – условное название связано с положением стопы (или стоп) на полу, когда центр тяжести проходит через середину подушечки стопы, через ее полу пальцы, а пятка, внешне прилегающая плотно к полу давление веса тела не принимает;
Тяжелая пятка – условное название связано со смещением центра тяжести тела в пяточную область. При этом, как правило, корпус оседает, ноги принимают на себя тяжесть своего тела;
Внешние мышцы ног – условно принятое название мышц, расположенных по линии, идущей от пальцев стопы, проходящей через подъем, голень, колено, ляжки до тазобедренного сустава;
Внутренние мышцы ног – условно так принято называть мышцы, расположенные по линии, проходящей от пятки, через икру, под коленом и выше до паха;
Посаженный корпус – условное название связано с мышечным закрепощением спины, происходящим от прогиба в позвоночнике (лордоз);
Держать крест – в основе хореографического условного понятия крест лежит принцип перекрестной координации мышц всех частей тела (ног, рук, спины, шеи)при движении. Держать крест – значит, удерживать, координировать перекрестное положение в тех или иных позах, управляя движением.
«чрезвычайно важны ощущения, получаемые через рецепторы стопы. Доказано, что проприоцептивная чувствительность – решающий фактор, позволяющий благодаря непрерывным центростремительным импульсам, поступающим с периферии в нервные центры, оперативно управлять позой. Еще один существенный момент техники выполнения равновесий – сохранение высокого тонуса не только мышц нижних конечностей, но и всего тела. Это позволяет предотвратить случайные движения, повысить реактивность мышечного аппарата на различные изменения ситуации равновесия, т.е. увеличить управляемость системы».
Основы устойчивости являются важнейшим критерием для развития профессионализма в техническом плане для танцора. Сами по себе позиции в классическом танце являются искусственно созданными, а следовательно неестественными, неудобными для обычного человека. Но как и в других видах искусства много неестественного (постановка голоса у вокалистов, постановка рук у музыкантов и т.п.) является необходимой основой к пути профессионализма. К этому «неестественному» необходимо привыкнуть, а затем сделать естественным.

Материал составлен по книге И.Г. Есаулова «Устойчивость и координация в хореографии»

Поделиться в соц. сетях